Page 21 - Классическое и реальное образование
        P. 21
     восііитаиіе  вообще  невозможно  ст.  точки  зрѣнія  реалисти-   область  оно.  захватывает!.,  т мъ  больше  въ  немъ  элсмснтонъ
                                                                                                               ѣ
                        ческой  философіи,  не  признающей  формъ  (а  только  процессы").  прогресса.
                             Воспоминаніе  и  припоминаніе,  какъ  деятельность,  реко-      Стремленіе  проникнуть  въ  сущность  вещей,  самоуглуб-
                         мендуются  на  каждомъ  уроке;  но  память,  понимаемая  реа-   леніе,  созерцаніе,  устойчивость  состоянія,  а  не  лихорадоч-
                        лизмом!,,  какъ  сумма  знаній  (а  не  система),  признается    ная  ажитація—признаются  признаком'!,  застоя  или  в рн е
                                                                                                                                         ѣ
                                                                                                                                      ѣ
                         мертвыми  кяпиталомъ.  .Эрудиція  безъ  практическаго  примЪ-   регресса  (потому  что,  по  катсгоріи  движенія,  все  необхо-
                         ііспія—въ  препебреженіп.                                       димо  должно  двигаться  или  впередь,  или  назадъ).
                             Детерминизм'!,  иытскаетъ  іш,  категоріи  необходимости        Добродетель  есть  не  святость  или  благочестіе  (настро-
                         и  причинности  и  есть  главнѣйшій  аттрибутъ  реализма.       еиіо  или  состояніе),  а  деятельность.
                             Дисциплина  трепуетъ  ограниченія  и  самоограниченія;          Благо  понимается  не  въ  классическом!»  смысле,  какъ
                         по  ограниченіе  (опредѣленіе)  возможно  тамъ,  гдѣ  есть  планъ,  счастливое  состоите  духа,  равнов сіе  душевной  жизни  (фор-
                                                                                                                     ѣ
                         система,  форма,  определяющая  отношеніе  частей  къ  целому.  ма  душевной  жизни  и  ея  гармопія.  Платонъ ,  а  какъ  дея-
                                                                                                                              )
                             Реалнзмъ,  отрицая  форму,  логически  должепъ  прійти      тельное  стремлеиіе  къ  достиженію  определенной  цели  (увс-
                         И  KT»  отрицапію  дисциплины.  Но  реализмъ,  строго  говоря,  лнченію  суммы  матеріальныхъ  ценностей).
                         не  прнзнаетъ  формъ  въ  субъекте  (воспитателе)  и  объекте
                                                                                                                                  доказатель-
                                                                                                               формальная—(логика
                                                                                                    (Аристотеля)
                         (восппташпш );  зато  темь  СЪ  болыпимт»  усердіемъ  зани-     ства), Логика  индуктивная—логика  изобретена  (ars  inveniendi),
                                   ѣ
                                                                                              логика
                         мается  разработкой  процессуальных'!,  формъ,  т.  е.  иріемовъ  и  открытія.  Доказательство  опирается  на  общемъ,  на  идее,
                         методов!»  обучеиія  и  воспитанія,  причемъ  нормы  для  этихъ
                                                                                         принщін ,
                                                                                                  реалыіомъ;
                                                                                                                   изобретеніе—на
                                                                                                                                 единичном!».
                                                                                                           открытіе,
                                                                                                ѣ
                         нріемовт,  заимствуетъ  изт»  природы  и  исторіи  (природосо-  Для  послѣдияго  недостает!,  категорий  общего  и  частнаго;  его
                         образность,  историко-генетическій  методъ).  Реализмъ  зада-   лучше  назвать  движсніемъ  мысли  отъ  причин!»  къ  слЬд-
                         ется  целью  воспроизвести  въ  дѣлѣ  обученія  и  воспнтанія
                         методы  природы  и  историческій  ходъ  развитія  человечества.  ствіямъ  и  обратно  (прогрессивный  и  регрессивный  методы).
                         Иначе  говоря:  действительность  стремится  обратить  m,  не-      Исполнить  долгъ  (сл.  реалистической  точки  зр нія)  зна-
                                                                                                                                  ѣ
                         обходимость  и  придать  ей  предиката,  разумности.—Творчество  чить  подчиниться  законам!»  природы.  Чувство  долга  есть
                         педагогическое  въ  реализме  отсутствует!..                    чувство  зависимости  отъ  физических!»  силъ  п  повииовеніс
                             Діалектика  процесса.  Міръ  представляет!,  цепь  явленій,  имъ.  Действовать  должно  въ  согласіп  съ  природой,  по  ея
                         звенья  которой  соединены  необходимостью  логическою  (діа-   указапіямъ  и  методам!»  (природосообразно).
                         лектичоскій  нроцсссъ  Гегеля)  или  физическою.                    Дуализм!»  уиичтоженъ  еоединеніемъ  въ  реальном!»  прин-
                             ГІонятія  иравствепнаго  п  эстетического,  какъ  и  разум-  ципов!»  формы  и  матсрін,  именно,  въ  поиятіи  силы,  какъ
                         ного  совпадают'!» ъ  этомъ  случае  съ  иоиятіемъ  физического.  движеиія,  иначе  говоря,  превращеніемъ  ноиятій  силы  и  ма-
                                      в
                             Двнжоніо  ость  превращеиіе  потепціальной  эиергіи  въ     теріи  ль  поиятіс  процесса.  Но  дуалнзмт»  оказался  въ  самом!»
                         актуальную.  Чѣмъ  интенсивнее  двпжеиіе,  чѣмъ  большую        процессе  (полярность).
     	
