Page 12 - Что и как читать детям. Критико-библиографический ежемесячный журнал
P. 12
— 10 —
детской литературе воооще, здесь же д олженъ сказать, что ценность и каче
ство очень многихъ типичныхъ иародныхъ сказокъ для детей чрезвычайно
низка, и. конечно, ни въ космъ случае оне не могутъ заменить для ма-
ленькихъ д'Ьтей хорошей, здоровой, не сказочной литературы. Стбитъ
серьезно, безъ предвзятой мысли, отрешившись отъ своего рода гипноза
традищй, разсмотрЬть ту же самую классическую сказку о «Красной ша
почке*. сказку, которой врядъ ли избежалъ хоть одпнъ изъ детей, кото
рым!, даютъ книги въ раннемъ детстве, то нельзя не признать, что это
просто глупая сказка съ сильнымъ элементомъ жестокости, а если къ ней
добавить обычно опускаемый эпизодъ съ зашивашемъ камней въ спящаго
волка,—то она и отталкивающе жестока и груба. Или взять другую классиче
скую сказку «Теремокъ мышки», которая фигурируетъ во всехъ сборникахъ,
хрестомаляхъ и даже у Л. И. Толстого. Детямъ нравится въ ней эпическое
многократное повторен!е однпхъ и техъ-же словъ и фразъ. Но каково же
ея внутреннее содержаше, художественная и педагогическая ценность? По
чему же именно для малеиькихъ детей является столь желательнымъ дать
именно эту сказку съ ея характернымъ концомъ: <А я всехъ васъ давишь!
Селъ медведь на лошадиную голову и всехъ раздавилъ». Что это—смешно?
забавно? поучительно? поэтично? Жили себе зверушки мирно и тихо въ
лошадиномъ черепе, никому не мешали, а ихъ взяли и раздавили безъ
цели, безъ нужды для давящаго, такъ, зря, но не безъ ухарства и комич
ности. Типичное хулиганство—разрушить, повредить, убить для минутной
забавы, для краснаго словца: «а я всехъ васъ давишь! !>—какое хорошее
: подходящее къ назвашямъ обитателей
словцо придумалъ, смешное и :
дома—«и раздавилъ всехъ». .А въ дорогихъ иллюстрированныхъ издаю я хъ
даже и рисунокъ при клады ваютъ съ изображешемъ этого ц^ннаго въ эпи-
ческомъ, художественномъ и педагогическомъ отношенш момента: самодо
вольный медведь сидитъ на раздавленномъ черепе, изъ котораго сочится
красная кровь. А затемъ следуютъ многочисленные вар!анты лютыхъ
казней, которымъ предаютъ бабу-ягу и т. п. аттрибуты жестокостей мно-
гихъ «излюбленныхт, сказокъ». - i
На ряду съ этпмъ стоятъ песенки и побасенки. Съ одной стороны,
маленькимъ детямъ рекомендуютъ побасенки — единоличное творчество
одного автора, а съ другой стороны—«народный» произведешя, какъ
папрпмеръ прославленное произведете «Бимъ, бамъ, бомъ! Загорелся
кошкинъ домъ! Бежитъ курочка съ ведромъ заливать кошкинъ домъ»—■
для развитая художсственнаго вкуса, поэтическаго чутья у ребенка. Въ
тщательно составленпомъ сборнике «Баюшки-баю» между прочими есть
такой образецъ подъ заглав!емъ «Ножки»: •>
«Ножки, ножки, Чтобъ нс холодно жить.
Куда вы бежите? Ножки, ножки,
Въ Л'ЬСОКЪ по мошокъ Бегите по дорожке
Избушку мшить, Нарвите горошку»! И все.
Это, конечно, «народно», можетъ быть кто ппбудь какъ дважды два
докажетъ, что «Ножки» это солнечный миоъ, или отголосокъ кочевого
перюда iicTopin народовъ, но темъ не менее побасенка эта чистейшая
чепуха, неудобопонимаемая нелепица. Что можетъ понять ребенокъ изъ