Титульный лист журнала

 

125

М. С. АЙЗЕНШТАДТ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НАРКОМПРОСА РСФСР

Решением Наркомпроса РСФСР в апреле 1939 г. Центральная библиотека по народному образованию Наркомпроса РСФСР была объединена с библиотекой Государственного института школ и реорганизована в Государственную библиотеку по народному образованию.

В положении о библиотеке указывается, что Государственная библиотека по народному образованию является научной фундаментальной библиотекой РСФСР по вопросам коммунистического воспитания, культурного строительства, народного образования и педагогики.

В числе больших задач, возложенных на библиотеку, необходимо отметить задачу пропаганды марксистско-ленинского учения о культуре и культурной революции, содействия разрешению педагогических проблем и изучения опыта советской школы и просветительных учреждений, а также помощь государственным, партийным и общественным организациям и научно-исследовательским учреждениям при разработке ими вопросов народного образования. От библиотеки требуется, кроме обычной работы по обслуживанию большой и разнообразной группы читателей, развернуть большую деятельность и так организовать работу, чтобы она обеспечила своевременное и действительное выполнение поставленных перед нею задач.

Значение библиотеки трудно переоценить. Являясь фактически единственной специализированной педагогической библиотекой в РСФСР, она должна отвечать все более возрастающим требованиям к педагогике и к вопросам культуры и культурного строительства в связи с реализацией решений XVIII съезда ВКП(б) о коммунистическом воспитании трудящихся и о преодолении пережитков капитализма в сознании людей — строителей коммунизма.

Что представляет собой библиотека в настоящее время, и какова ее подготовленность к выполнению ответственных задач, стоящих перед ней? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проследить путь развития Центральной библиотеки по народному образованию.

Центральная библиотека Наркомпроса начала существовать в 1925 г. как справочная библиотека. Не в пример другим отраслевым библиотекам, она не получила никакой базы, никакого книжного наследства и аппарата, никаких традиций и опыта организации педагогических библиотек. Народный комиссариат просвещения, как это ни странно, не дооценивал в то время важности существования центральной мощной педагогической библиотеки. Существовавшие ранее педагогические библиотеки, их богатые книжные фонды распылялись, передавались в различные учебные заведения и научно-исследовательские учреждения, которые часто реорганизовывались, отчего прежде всего страдали библиотеки. Существовавшая методическая библиотека Государственного ученого совета находилась в таких тяжелых условиях, что фактически не могла развернуть никакой работы и влачила жалкое существование. В 1929 г. она была ликвидирована, ее книжные фонды распылены. Ярким подтверждением недооценки со стороны Наркомпроса значения педагогических библиотек для всего дела просвещения, является ликвидация Государственной библиотеки по народному образованию. Была состряпана «концепция», что Всесоюзная библиотека им. Ленина может, через организованный специальный кабинет по народному образованию, выполнять функции специализированной педагогической библиотеки. Эта «концепция» оказалась, как и следовало ожидать, нереальной и нежизненной. Часть фондов Государственной библиотеки была передана в Ленинскую библиотеку, часть — в библиотеку Академии коммунистического воспитания им. Крупской в Москве, остальная часть раздроблена между библиотеками научно-исследовательских институтов по народному образованию.

Вновь организованная справочная библиотека с первых же лет своего существования начала строить свою работу как ядро будущей Центральной педагогической библиотеки.

При исключительно тяжелых условиях библиотека начала накапливать фонды педагогической литературы, а также по смежным с педагогикой дисциплинам, создавать справочно-библиографический аппарат, налаживать оперативную работу по обслуживанию сотрудников центрального

126

аппарата Наркомпроса при выполнении ими производственных задач, вырабатывать классификационную схему и предметные рубрики для литературы по народному образованию и т. д.

Большую возможность для своей работы библиотека получила, несмотря на совершенно неприспособленное помещение, в 1932 г., когда она перешла на самостоятельный бюджет. В 1933 г. библиотека получила фонды иностранной библиотеки ГУСа и реорганизовала иностранный отдел, являющийся и теперь единственной в РСФСР базой для изучения и критического освоения педагогического опыта за рубежом.

К концу 1938 г. Центральная библиотека располагала фондом в 150 тыс. томов книг и журналов.

Вторая основная часть Государственной библиотеки по народному образованию — библиотека Института школ — образовалась из библиотек ликвидированных научно-исследовательских институтов системы Наркомпроса (Высшего коммунистического института просвещения, Института средней школы, Института начальной школы, Института национальностей).

Таким образом в объединенной библиотеке накопились богатства существовавших до того основных педагогических библиотек, и она является в настоящее время самой крупной специализированной педагогической библиотекой.

Приведем некоторые данные о состоянии библиотеки и ее возможностях.

Наличный книжный фонд около 350 тыс. экземпляров — содержит богатый материал по русской и иностранной литературе, по вопросам педагогики и народного образования и уже в настоящее время представляет собой достаточную базу для научных работ по всем отраслям народного образования. В фонде имеется основная классическая педагогическая литература, полный комплект учебников и методических пособий по всем дисциплинам с XIX в., а по некоторым, начиная с XVIII в. Среди них такие редкие и ценные книги как славянская грамматика Мелентия Смотрицкого (1646 г.), арифметика Магницкого, грамматика Ломоносова и др.

В фонде имеются кроме того все педагогические издания советского времени, собран комплект основных педагогических журналов., издававшихся в России, комплект основных изданий Министерства народного просвещения и других ведомств, занимавшихся вопросами народного образования, и прочий монографический материал по истории школ и просвещения в СССР.

Библиотека произвела подбор большого количества литературы по смежным дисциплинам, а также художественной и детской литературы, необходимой для научно-исследовательской работы по педагогике и народному образованию. Широко представлена марксистско-ленинская литература, собраны все произведения классиков марксизма-ленинизма.

Библиотека однако еще не укомплектована полностью. В дальнейшем библиотека должна с максимальной полнотой подобрать всю литературу и печатный материал по педагогике и народному образованию в СССР и основную литературу необходимую для содействия критическому освоению и изучению педагогического опыта за рубежом.

Большая работа предстоит по укомплектованию библиотеки педагогической литературой на языках национальностей.

Совершенно новой задачей встает перед библиотекой организация рукописного отдела и собирание рукописного материала по народному образованию. Собирание материалов пойдет в основном по трем разделам. Библиотека будет собирать все педагогические научные диссертации на соискание ученых степеней. Этот ценнейший фонд до сих пор распылен, опубликованию подлежит лишь небольшая часть его, и диссертации эти совершенно не используются для научных целей.

В библиотеке будет также концентрироваться весь рукописный материал учебников и учебных пособий (макеты, проекты, оригиналы учебников и т. д.), что в дальнейшем сыграет большую роль при изучении истории вопросов народного образования. Наконец, в библиотеке будет собираться и рукописный материал отдельных деятелей по народному образованию, отдельных учреждений, представляющий интерес при изучении истории народного образования.

Для развертывания научной, справочно-библиографической работы и для квалифицированного обслуживания научных учреждений и читателей библиотека развивает свой библиографический научный аппарат. Основной задачей библиотеки является создание полного библиографического репертуара материалов по народному образованию в СССР. Эта картотека должна охватить описание всего имеющегося печатного материала по вопросам народного образования (книжная продукция, журнальные и газетные статьи), начиная с момента появления такого материала.

Эта грандиозная задача выполнима лишь путем напряженной работы в течение ряда лет. Начало этому делу уже положено. Библиотека располагает свыше 150 тыс. библиографических карточек. Наряду с этим библиотека имеет многочисленные картотеки по различным отраслям педагогики и народного образования. Так, в свое время библиотекой Высшего коммунистического института просвещения была проделана большая работа по описанию трудов основных классиков педагогики и материалов о них, и разработаны основные вопросы по истории педагогики. Той же библиотекой составлены указатели к педагогическим журналам.

В 1938 г. библиотека приступила к созданию био-библиографического словаря русских деятелей по народному образованию (сейчас уже имеется 200 карточек) и учреждений по народному образованию (уже имеется описание более 100 учреждений). Она ведет также специальную законодательную картотеку и уже собран весь

127

законодательный и директивный материал по народному образованию с начала существования советской власти. В библиотеке ведется расписывание журнальных и газетных статей по всем вопросам народного образования на русском языке, журнальных статей на иностранных языках, организован ряд подсобных картотек по отдельным вопросам, в частности в помощь изучению истории ВКП(б).

Для содействия научным работникам в освоении материалов на иностранных языках библиотека обрабатывает основные зарубежные материалы путем рефератов, переводов текстов, составления обзоров, информирует и снабжает ими как учреждения, так и отдельных научных работников.

Большой разнообразный библиографический аппарат библиотеки дает возможность отвечать на многочисленные запросы и выполнять сложные задания учреждений и отдельных читателей, а также планомерно вести свою научную библиографию.

Плановая библиография библиотеки ставит целью подготовлять к печати и издавать библиографию высказываний классиков марксизма-ленинизма по вопросам культуры и культурной революции, библиографию по основным вопросам педагогики и народного образования и на актуальные темы.

Перспективный план по разделу плановой библиографии библиотеки намечает целый ряд библиографических работ к 25-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Перед библиотекой стоит задача широко информировать научные учреждения и научных работников о вновь выходящих книгах и материалах по педагогике и по народному образованию, издавать тематические бюллетени, а также активно участвовать в педагогической печати путем помещения библиографического и обзорного материала по разным вопросам народного образования.

С 1933 г. регулярно выпускаются информационно-библиографические списки педагогической литературы. С 1939 г. к ним даются тематические приложения, например, такие:

1) «Воспитание советского патриотизма»,

2) «Самостоятельная работа с книгой»,

3) «Что читать родителям по вопросам воспитания».

Из отдельных библиографических работ, выполненных в 1939 г., следует указать на следующие:

1) «Библиографический указатель справочников по народному образованию» (400 названий),

2) «Обзор высказываний классиков педагогики о наглядности в обучении» (1 печатный лист),

3) «Каталог учительской библиотеки для неполной средней школы» (1500 названий, 1,5 печатных листа),

4) «Вопросы народного просвещения на сессиях Верховного Совета СССР»,

5) «Урок как основная форма организации учебной работы» и др.

Основным недостатком библиографических работ библиотеки является малая эффективность в использовании большого накопленного материала. Из-за отсутствия полиграфической и издательской базы законченные библиографические работы, представляющие большой интерес, не могли быть изданы, широко не популяризировались, научные учреждения были недостаточно информированы о них.

Особо надо выделить работу библиотеки по организации библиографии педагогического наследия Н. К. Крупской и сказать о задачах, стоящих перед библиотекой в этом деле.

В 1939 и в 1940 гг. библиотекой организованы большие выставки, посвященные памяти Н. К. Крупской, на тему: «Н. К. Крупская как деятель по народному образованию». Для этих выставок собран большой документальный, книжный, рукописный, архивный и иллюстрационный материал, составлена хронология деятельности Н. К. Крупской. Подобран обширный библиографический и справочный материал о деятельности Н. К. Крупской. Этот материал может лечь в основу постоянного музея-выставки им. Н. К. Крупской. Библиотека продолжает собирать и обрабатывать материал о Н. К. Крупской и участвует в издании ее сочинений.

Перед библиотекой стоит важная задача участвовать и активно помогать в выработке новой советской классификации на основе марксистско-ленинской классификации наук, к которой приступила Всесоюзная академия наук. Важность и необходимость выработки этой классификации для всех ясна. Схема классификации, выработанная и применяемая Государственной библиотекой по народному образованию, является лишь первой, далеко несовершенной наметкой, к ее разработке должны быть привлечены специалисты-библиотекари, специалисты по различным вопросам педагогики и народного образования. В 1939 г. библиотека приступила к этой работе. Сделаны первые организационные шаги, заслушан первый вводный доклад — «Объем тематики для классификации литературы по вопросам народного образования», выявлены и систематизированы различные схемы и материалы по классификации литературы.

Большой и разнообразный охват читателей требует от библиотеки правильной и четкой постановки сложного процесса обслуживания читателей. Индивидуальный подход к обслуживанию читателей требует выработки и применения целого ряда методов информации о книгах, рекомендации книг, развертывания различных форм массовой и справочной работы и т. д. Так, например, выставки на одну и ту же тему различаются в зависимости от того, где они размещены и для кого предназначены (на абонементе, в читальном зале, в специальном читальном зале, вне библиотеки и т. д.). Обзоры различаются в зависимости от того, для какой категории читателей они проводятся, и т. д.

Обслуживание читателей происходит в

128

основном тремя путями: через читальный зал, через индивидуальный абонемент и через междубиблиотечный абонемент. Эти три группы должны и впредь равномерно развиваться, сохранив специфику обслуживания, применяя свои формы, методы, опираясь на определенные контингенты читателей.

Читальные залы (основной и специальный) имеют возможность обслужить более широкие круги читателей (включая и временных, приезжих и другие категории). Они и впредь будут расширять свое обслуживание, имея преимущество наиболее полного подбора книг, так как последние экземпляры имеющихся в библиотеке книг бронируются, в большинстве случаев, за ними. Читальные залы используются также для работы над книгами и материалами, которые получаются из других библиотек по междубиблиотечному абонементу, и, как правило, на дом не выдаются.

Индивидуальный абонемент должен обеспечить научных работников, педагогов, методистов возможностью пользоваться богатыми фондами библиотеки в наиболее удобной для них форме, выдавая литературу на дом.

Особое значение приобретает междубиблиотечный абонемент. Он служит, и в еще большей мере должен в будущем служить, тем основным каналом, через который книжные богатства, накопленные в библиотеке, могут широко использоваться другими библиотеками, в особенности на периферии, где иногда ощущается большая потребность главным образом, в специальной книге. Необходимо вести большую разъяснительную работу о возможностях использования книг по междубиблиотечному абонементу, надо постоянно и часто об этом информировать и напоминать. Работа с междубиблиотечным абонементом является одним из сложных библиотечных процессов, и поэтому требует четкой и правильной организации. Коэфициент использования книг по междубиблиотечному обслуживанию огромный, эффективность его значительна. Трудности, встретившиеся при этом в нашей библиотеке, заключались в основном в том, что развертывание междубиблиотечного абонемента требует увеличения экземплярности имеющихся книг, а также в недопонимании некоторыми библиотеками сущности междубиблиотечного абонемента, в их желании использовать его как источник доукомплектования своих фондов дефицитной книгой, в частности вновь выходящими учебниками и методическими пособиями.

В основном междубиблиотечный абонемент Государственной библиотеки по народному образованию должен обслужить фундаментальной педагогической книгой научные учреждения, педагогические вузы, общие библиотеки и массу просвещенцев, занимающихся повышением своей квалификации и работающих над научными и методическими вопросами педагогики и народного образования — где бы они ни находились. Эти требования библиотека уже сейчас в состоянии выполнить. Путем большой разъяснительной работы, информации и осведомления о целях и задачах междубиблиотечного абонемента надо уметь отвести нецелесообразные требования и попытки некоторых звеньев неправильно использовать междубиблиотечный абонемент.

Государственная библиотека по народному образованию должна работать в контакте с педагогическими библиотеками научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, методических кабинетов, школ, домов учителей, изучать опыт этих библиотек, обобщать его, информировать о своей работе, устанавливать взаимосвязь с библиотеками, координировать целый ряд работ, оказывать всемерное содействие и помощь низовым педагогическим библиотекам.

Библиотека должна поставить всю работу под контроль научных учреждений и массы работников, которых она призвана обслуживать. Для этого положением предусмотрены: ученый совет, организуемый при библиотеке, и соответствующие комиссии.

Находясь в тесной связи с другими учреждениями и библиотеками, через педагогическую и библиотечную печать, в которой библиотека должна занять соответствующее место, через свой читательский актив библиотека должна прислушиваться к критике, учитывать практические советы, способствующие улучшению постановки важнейших вопросов своей деятельности и проведению необходимых мероприятий для реализации и выполнения поставленных перед ней ответственных задач.