27 и 28 марта 2014 года в НПБ им. К.Д. Ушинского состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 190-летию со дня рождения К.Д.Ушинского, организованная Научной педагогической библиотекой имени К.Д. Ушинского Российской академии образования и журналом «Вестник образования России» при поддержке Министерства образования и науки РФ.
Конференция проходила в главном здании библиотеки по адресу Москва, Большой Толмачевский переулок дом 3. Первый день работы конференции начал свою работу в 11 часов и после краткого перерыва на кофе-брейк работа конференции продолжилась до 15 часов.
Гостями конференции были представители Российской академии образования, Министерства Образования и науки, работники сети московских библиотек и гости из Ярославля и других регионов РФ.
Конференция начала свою работу в 11 часов. С приветственным словом к участникам конференции обратилась Президент Российской академии образования Людмила Алексеевна Вербицкая. После приветственного слова хозяйки конференции – директора НПБ им. К.Д. Ушинского РАО Маркаровой Тамары Сергеевны со своим докладом выступил заместитель директора Московского городского библиотечного центра Борис Александрович Куприянов.
Далее Т.С. Маркарова зачитала доклад научного руководителя Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского — академика РАО Эдуарда Дмитриевича Днепрова, в котором подробно были проанализированы труды Константина Дмитриевича Ушинского как ученого-педагога с точки зрения современности и актуальности их в наши дни.
Затем с докладом «Детские библиотеки и образование: грани сотрудничества» выступила главный библиотекарь московской Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара Евгения Владимировна Куликова. Следом с докладом «Технология освоения читательских «пластов» - на примере детской библиоеки № 93» выступили содокладчики — заведующая детской библиотекой-филиалом № 93 города Москвы Марина Сергеевна Тузлукова и педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы
«Аргус» ЮЗОУО Департамента образования Москвы – Елена Викторовна Кисова.
Следом слово для выступления было предоставлено содокладчикам – руководителю проекта «Библиоблог» в НПБ им. К.Д. Ушинского – Кристине Белавич идиректору Библиотеки Городских Историй – Андрею Лисицкому, которые выступили с докладом под названием «Актуальная библиотека. Технология создания живых пространств информации и коммуникации».
Затем после перерыва с докладом «Современные библиотеки: интеграция в пространство социального» выступил директор московской библиотеки № 8 им. Ф.М. ДостоевскогоАлексей Бородкин.
После выступления методиста Центра профориентации Северного административного округа города Москвы Ольги Геннадьевны Бутузовой с сообщением на тему «Образовательная миссия Политехнической библиотеки» выступили – Светлана Викторовна Кухтевич – зам.директора Политехнической библиотеки и Елена Павловна Музыкина – зам.зав.научно-библиографического отдела Политехнической библиотеки.
С последним докладом первого дня конференции «U-Lab: Центр развития творческого потенциала» выступила заместитель директора московского представительства ПНК «Прожект Хармони Инк» Антонина Сошникова.
После окончания заседания первого дня для гостей конференции была проведена экскурсия по Научной педагогической библиотеке имени К.Д. Ушинского.
28 марта 2014 года Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского, продолжила свою работу в Научной педагогической библиотеке имени К.Д. Ушинского. 28 марта работа конференции велась в двух секциях.
Секция №1, проходившая в Большом читальном зале библиотеки, носила название«Научно-педагогические подходы К.Д. Ушинского и современное российское образование», секция № 2, проходившая в Читальном зале электронных документов (к. 14), носила название «Использование потенциала идей К.Д. Ушинского в процессе преподавания учебных предметов».
Работу первой секции модерировала и.о. директора НПБ им. К.Д. Ушинского, канд.филол.наук – Тамара Сергеевна Маркарова и член-корреспондент РАО, зав.лабораторией педагогики и образования Института теории и истории педагогики РАО, докт.пед.наук, профессор – Михаил Викторович Богуславский. После открытия работы второго дня конференции Т.С. Маркарова предоставила микрофон для выступления М.В. Богуславскому, который в своем подробном, обстоятельном и очень интересном
докладе «Генезис педагогического мировоззрения К.Д. Ушинского» рассказал о некоторых интересных моментах биографии К.Д. Ушинского, а также о его подходах к развитию педагогической наукив исторической ретроспективе и о месте Ушинского в ряду выдающихся педагогов своего времени.
Работу второй секции конференции 28 марта модерировала сотрудник НПБ им. К.Д. Ушинского Елена Ефимовна Динерштейн. Первой слово для выступления было предоставлено Галине Вячеславовне Кондратьевой – канд.пед.наук, доценту кафедры математического анализа и геометрии Московского государственного областного университета, которая выступила с докладом «Влияние педагогических идей Ушинского на совершенствование преподавания математики». В своем докладе
Г.В. Кондратьева привела цитату из работы К.Д. Ушинского, отражающей взгляды великого русского педагога на изучение и преподавание математики: «… исключительное занятие математикой кладёт иногда особенно вредный в жизни отпечаток на человека, сообщает его мыслям именно эту математическую прямолинейность, делает его взгляды на жизнь односторонними, придает им какую-то особенную сухость и безжизненность». Таким образом, становится понятным, что не все педагогическое наследие К.Д. Ушинского может некритично
использоваться современными педагогами, если конечно не пытаться, например, такимпрямолинейным способом использовать идеи Ушинского для обоснования уменьшения числа часов, отводимых в современно средней школе на преподавание математики и других точных наук.
Вторым выступающим на 2-й секции конференции с докладом «Развитие личности современного школьника на уроках географии» была Инна Петровна Проневич – учитель географии московской школы № 1106.
Третьим докладчиком на 2-й секции конференции была сотрудник НПБ им. К.Д. Ушинского, канд.юрид.наук, старший юрисконсульт библиотеки Елена Александровна Данилина, сделавшая доклад по теме «К.Д. Ушинский как преподаватель права», в котором Е.А. Данилина показала не только глубокую и не всегда очевидную связь педагогических идей о демократичности и народности образования этого великого отечественного педагога с его фундаментальным университетским образованием,
полученным в стенах Московского университета, а также и хорошим пониманием Ушинским идей системы римского права, и вытекающего из этой системы правового сознания, показала, что истокипедагогических идей Ушинского также неразрывно связаны с идеями таких величайших классиков философии права как Гегель и Кант, в том числе и с идеей Канта о нравственном императиве.
На первой секции конференции вторым докладчиком был Николай Николаевич Локтюшин, доцент Московского института открытого образования, вступивший с докладом «Проблема цели педагогической деятельности». Затем с докладом под названием «Почему юрист Ушинский занялсяпедагогикой» выступил Алексей Петрович Булкин — докт.пед.наук, профессор Московского института открытого образования.
После выступления А.П. Булкина с докладом под названием «Трудовое начало педагогичсекой системыК.Д. Ушинского» на первой секции выступил Сергей Зандраевич Занаев – научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Института теории и истории педагогики РАО.
Далее на заседании первой секции конференции с докладом «Творческое развитие ученика. Педагогика содружества» выступила Елена Юрьевна Четверикова, завуч московской школы № 1106, являющаяся также и преподавателем по предмету «Мировая художественная культура», а следом за ней с заключительным докладом на первой секции «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в процессе обучения математике» выступила Зоя Петровна
Сурина – учитель математики московской школы № 1106. Свои выступления Е.Ю Четверикова и З.П. Сурина сопровождали показом презентаций, которые транслировались на большой экран в зале.
На второй секции конференции выступили также Елена Евгеньевна Столбова – учитель русского языка и литературы Средней образовательной школы № 4 города Наволоки Ивановской области с докладом «Воспитание патриотических чувств на уроках литературы в среднем звене школы», Ирина Борисовна Бакирова – учитель немецкого языка московской средней образовательной школы № 9 с докладом «Воспитательный потенциал ?диалога культур?», Елена Вячеславовна
Настасий – учитель начальных классов московской средней образовательной школы № 898 с докладом «Патриотическое воспитание школьников. Проблемы и пути их решения», Людмила Николаевна Монченко – учитель истории московской средней школы № 1106, Ольга Валерьевна Мозжухина - учитель русского языка и литературы структурного подразделения № 2 московской гимназии № 1529 с докладом «Приёмы адаптации в обществе слабовидящих детей на уроках русского языка и литературы».
Все доклады выступающих на второй секции участников конференции сопровождались красочными, интересными презентациями, демонстрировавшимися на большой плазменной панели читального зала.
Видеоматериалы конференции размещены на странице Видеотрансляция конференций в видеоархиве.
|